Археология.РУ   Открытая библиотека имени В.Е.Еременко

Главная страница    |   Карта сайта    |   Контакты    |   Подписка на новости

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайт Археология.РУ основан в 1999 году. Максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте, пожалуйста, Ваши материалы для публикации через форму обратной связи

Археологические культуры: Таштыкская

Вы находитесь: Археология.PУ / БИБЛИОТЕКА on-line

В этом разделе: Абашевская | Ананьинская | Андроновская | Афанасьевская | Балтийские курганы | Белозерская | Бондарихинская | Волынцевская | Высоцкая | Гальштатт | Городецкая | Длинные курганы | Днепродвинская | Дьяковская | Зарубинецкая | Зубрицкая | Именьковская | Карасукская | Катакомбная | Киевский тип | Кобанская | Кобяковская | Колочинская | Колхидская | Ла Тен | Лужицкая | Майкопская | Малобудковская | Марьяновская | Меотская | Милоградская | Минойская | Многоваликовой керамики | Мощинская | Новгородские сопки | Оксывская | Окуневская | Пазырыкская | Пеньковская | Позднескифская | Полтавкинская | Поморская | Постзарубинецкая | Постмариупольская | Поянешти-Лукашевская | Прага-Корчак | Провинциально-римская | Пшеворская | Роменско-боршевская | Сабатиновская | Савроматская | Салтово-маяцкая | Сарматская | Скифская | Срубная | Тагарская | Таштыкская | Трипольская | Тушемлинская | Фатьяновская | Цебельдинская | Чернолесская | Черняховская | Штрихованной керамики | Эпоха Великого переселения народов | Юхновская | Ямная | Ясторфская


Таштыкская культура - археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н.э. - V век н.э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила моты ГУ. О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, "скифские" обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайский церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.
Первые письменные сведения о памятниках таштыкской эпохи оставлены руководителем академической экспедиции в Сибирь П. С. Палласом (1768-1774г). Он сообщает со слов кладоискателей о погребальных масках: "…случалось находить сделанные на фарфор похожей материи тощие человеческие головы обыкновенной величины, раскрашенные зелеными и красными красками". Ре ГУлярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 раскопками ревизора Губернского акцизного управления А.В. Адрианова на о-ве Тагарском близ г. Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры - Оглахтинский могильник (en:Oglahty). Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи. В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920 годы С.А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык. Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30-40-е гг. XX в. провел С.В. Киселев. В 1960-70-е гг. были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди фунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М.П. Грязнова
Представители культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже, Минусинском и Хакасском музеях. "Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века". В склепах знати у погребенных в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покоренного тагарского населения.
В советской археологии после работ С. В. Киселёва и Л. Р. Кызласова возобладала теория динлино-гянь гуньского этногенеза, согласно которой таштыкская культура отразила формирование на Енисее единого этноса "древних хакасов" (енисейские кыргызы) путём ассимиляции угроязычных динлинов пришлыми тюркоязычными гянь гунями. В более поздних работах (Ю. С. Худяков) эта концепция ставится под сомнение и делается вывод о том, что памятники таштыкской культуры в Минусинской котловине "не имеют отношения к этнокультурогенезу древних кыргызов".
По мнению антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов. Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало второго тыс. нашей эры, т.е. на период расцвета культуры Кыргызского каганата.

Подробнее см. Википедия


Азбелев П.П. О верхней дате традиции таштыкских склепов

// Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул. - 2007. - С.33-36.

Азбелев П.П. Стремена и склепы таштыкской культуры

// Исследование археологических памятников эпохи средневековья. СПб. - 2008. - С.56-68.

Азбелев П.П. Таштыкские крестовидные распределители ремней

// Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб. - 2008. - С.122-127.

Азбелев П.П. Таштыкский пояс

// Древности Сибири и Центральной Азии. - №1-2(13-14). - Горно-Алтайск. - 2009. - С.29-49.

Азбелев П.П. Типогенез характерных таштыкских пряжек

// Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии приенисейского края. - Т.II. - Красноярск. - 1992. - С.48-52.

Азбелев П.П. Хуннские элементы в таштыкском декоре

// Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. - Вып. 7. - Горно-Алтайск. - 2008. - С.66-75.

Вадецкая Э.Б. Поминальные камни Таштыкских могильников

// КСИА. - Вып.128. - 1971. - С.33-36.

Вадецкая Э.Б. Таштыкский могильник "Соколовский Разъезд"

// Южная Сибирь в древности. / Археологические изыскания. - Вып.24. - СПб. - 1995. - С.163-172.

Грязнов. Миниатюры таштыкской культуры (из работ Красноярской экспедиции 1968 г.

// АСГЭ. - Вып.13. - 1971. - С.94-106

Панкова C.В. Изображения посттагарского и таштыкского времени на скалах Минусинского края

// Археологические экспедиции за 2004 г. Сб. докладов. СПб. - 2005. - С.74-84

Панкова С.В. Китайские прототипы сибирских изображений раннеташтыкского времени

// Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул. - 2007. - С.121-125.

Панкова С.В. Подвесные сосуды в памятниках таштыкской культуры на Енисее

// Древние культуры и технологии. СПб. - 1996. - С.56-63.

Панкова С.В., Архипов В.Н. Новые памятники наскального искусства из Южной Сибири

// Археологические экспедиции за 2003 г. Сб. докладов. СПб. - 2004. - С.36-47

Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время

Археология СССР. М. - 1982. - Т.11. Читать/сохранить файл *pdf

В начало страницы


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав. При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter